Знакомимся с электромобилями: часть 1


Разбираемся, что это и как на них ездить по нашим дорогам.

Электромобили считаются транспортом будущего, потому что даже в развитых странах их доля очень мала. Тем не менее в Узбекистан поступили первые партии электромобилей, и мы задались вопросом: где их заряжать и какие типы электромобилей больше подходят нашей стране.


Краткая история

   Электромобили были изобретены раньше автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). В начале ХХ века в США их доля от общего количества транспорта составляла 38 процентов против 22 процентов набирающих популярность автомобилей с ДВС и 40 процентов уходящих в историю паровых машин. Даже в те времена электромобиль мог проехать на одном заряде от 50 до 100 км, при тех скоростях этого было более чем достаточно. Но их убило несовершенство батарей и невозможность быстрой зарядки, ведь куда проще залить в бак бензин и поехать дальше.

 

Виды электромобилей

Электромобили отличаются между собой способом заряда батарей. Их можно поделить на три типа: чистые — заряжаемые от розетки, с увеличенным запасом хода и на топливных элементах.

— В чистом электромобиле электродвигатель питается только от батареи. Так же, как и любой смартфон, батарею можно зарядить от обычной домашней розетки. Из популярных электромобилей к ним относятся: вся линейка Tesla, Nissan Leaf, BMW i3, Renault ZOE и другие.

— Электромобиль с увеличенным запасом хода — по сути это чистый электромобиль, который заряжается от домашней розетки, но дополнен бензиновым двигателем в качестве генератора для подзарядки батареи. Из известных электромобилей такого типа к ним относятся BMW i3 Range Extender, Chevrolet Volt.v  

— Электромобиль на топливных элементах сам вырабатывает электричество от взаимодействия водорода с кислородом для заряда батареи. Его нужно заправлять водородом на специальных заправках, но таких заправок у нас нет, поэтому завозить их к нам не имеет смысла. Этот тип электромобилей активно развивают Toyota и Honda.

Управление электромобилем практически не отличается от обычного автомобиля с АКПП — те же руль, газ и тормоз. Только при отпускании педали газа происходит торможение двигателем примерно так же, как на автомобилях с ручной КПП. Так работает система рекуперации энергии, которая заряжает батарею в процессе торможения. Пожалуй, главное отличие электродвигателя от привычных ДВС — доступность всего крутящего момента с первого касания педали газа. Это удобно, потому что не нужно ждать, пока двигатель раскрутится до определенных оборотов.

 

Дальность хода

В современных электромобилях установлены литий-ионные батареи, по сути такие же, как и в любых смартфонах, только они гораздо больше и тяжелее. Для примера, у обновленной BMW i3 с батареей 33 кВт/ч запас хода более 200 км по городу и не более 300 км на трассе, а время зарядки от обычной сети составляет 10 часов и 3 часа — от трехфазной сети. В среднем все электромобили за последние годы подтянули дальность хода до 200 км в городском режиме.

Для любителей дальних поездок есть версия Range Extender, с дополнительным 650-кубовым ДВС, который работает только в качестве генератора для заряда батареи. Он автоматически включается на определенной отметке. С ним i3 может проехать дополнительно 150 км на 9-литровом баке бензина.

 

Как зарядить электромобиль в Узбекистане

Не так давно в «Фейсбуке» появились фотографии Tesla Model S в Ташкенте c батареей емкостью 60 кВт/ч. Чтобы было понятнее, теоретически такая батарея может выдать мощность 60 кВт в течение одного часа, или по 1 кВт в течение 60 часов.

Время зарядки будет зависеть от мощности, которую может выдать розетка. Обычная евророзетка выдает 3,5 кВт в час, соответственно заряд батареи емкостью 60 кВт с нуля до 100 процентов займет около 18-20 часов. Важное условие: розетка должна быть с заземлением, а иначе система не даст зарядить батарею.

Более быстрая альтернатива — трехфазная розетка, в повседневной жизни она встречается намного реже, потому что попросту не нужна в быту. Она выдает от 10 кВт в час в зависимости от класса, и 100-процентный заряд батареи емкостью 60 кВт займет около 6 часов.

Обычно их можно встретить на производстве, где используется мощное оборудование. Но также трехфазную розетку можно установить и у себя дома, для этого нужно получить разрешение от энергоснабжающей организации в вашем районе, протянуть до дома кабель от трансформатора или высоковольтного столба и установить трехфазный счетчик. Во всей этой процедуре самым дорогим будет счетчик, его цена около 1,5-2 млн сумов.

 

Итог первой части

Электромобиль в нашей стране будет удобен людям, живущим в собственном доме или как минимум владеющим собственным гаражом. Так у них будет доступ к личной трехфазной розетке, а значит, к достаточно быстрому заряду батареи.

Также электромобиль удобен для езды по городу, потому что в среднем человек проезжает не более 100 км в день, соответственно заряда даже самой слабой батареи хватит на два дня без учета ее подзарядки вечером. И чистый электромобиль категорически не подойдет людям, ездящим на большие расстояния, потому что заряжать батарею по 6-20 часов в зависимости от типа розетки крайне неудобно.


Вы читаете блог инновационного страхового агента Tamerlan Insurance.

Если вам понравился материал, прочитайте другие наши статьи, и, возможно, вы захотите оформить страховку КАСКО или ОСАГО онлайн, не покидая дома или офиса.

Также, подписывайтесь на наш канал в Telegram (@tamerlanblog), чтобы первыми получать уведомления о новых статьях в блоге.

 

Комментарии: