Зачем нужно следить за «развалом-схождением»


 И как это влияет на поведение и безопасность автомобиля.

Почти каждый водитель авто знает, что автомобиль требует ухода. В наше время производители стараются создавать автомобили так, чтобы участие владельца в обслуживании и ремонте было минимальным. Поэтому современные автомобилисты едут в сервис по сервисной книжке или рекомендации друзей, не особо разбираясь в причине.

Многие заезжают в сервис для регулировки «развала-схождения», но не все знают, что именно регулируют мастера и зачем это нужно.


Зачем нужна регулировка

В движении важно, чтобы колеса были в максимальном контакте с дорогой. Для этого они должны стоять строго вертикально, независимо от положения кузова. На практике в поворотах колеса все же смещаются относительно кузова, тем самым отклоняются от вертикали и частично теряют контакт с дорогой. Чтобы уменьшить отклонение, нужно следить за углами установки колес. Благодаря этим настройкам можно найти компромисс между стабильным поведением по прямой и отличной управляемостью в поворотах.

 

Что такое угол развала и схождения

Развал влияет на вертикальное положение колеса, то есть на то, насколько верхняя часть колеса будет завалена внутрь или наружу. Если колесо завалено внутрь, то это отрицательный угол, если наружу — положительный. При неправильном или сбитом развале шины изнашиваются неравномерно, помимо этого, во время езды по прямой автомобиль будет уходить в сторону.

Развал обычно регулируют положением нижнего рычага, с помощью эксцентриковых болтов и заменой шайб под осью верхнего рычага. Такая схема привычна для двухрычажных подвесок, например, на «Ниве» или «Жигули». В большинстве современных автомобилей применяют переднюю подвеску типа «МакФерсон», где роль верхнего рычага играет стойка амортизатора. Регулировать угол развал на «МакФерсоне» можно изменением расположения поворотного кулака относительно стойки амортизатора, с помощью эксцентриковых болтов. Хотя в последнее время угол развала производители закладывают сразу при проектировании автомобиля, и регулировать его невозможно.

Схождение влияет на параллельность колес относительно друг друга на одной оси. Если угол схождения положительный, то колеса как бы смотрят передними кромками друг на друга, если отрицательный — смотрят по сторонам. Регулируется схождение на всех автомобилях одинаково — изменением длины рулевых тяг за счет наконечников.

Угол схождения непосредственно влияет на управляемость автомобиля. Если он положительный, то при движении по неровностям подвеска будет склонна к самостабилизации. Если отрицательный, то автомобиль будет менее стабилен, но его реакция на повороты руля будет более четкой.

 

Когда нужно ехать в сервис

Со временем детали подвески изнашиваются и углы установки колес сбиваются. Поэтому нужно периодически заезжать на профилактику и регулировать их. Еще углы сбиваются от сильных ударов по колесам. Например, из-за попадания в глубокую яму или после аварии с повреждением ходовой части. Также в некоторых случаях после ремонта подвески надо снова регулировать углы развала и схождения.

Машина может вести себя так же, как и со сбитыми углами, если поставить шины с разным износом или рисунком протектора. Тогда машину будет тянуть в сторону, как и со сбитым развалом, а с неисправными амортизаторами машина может быть так же нестабильна на прямой, как и со сбитым углом схождения.

Регулировать «сход-развал» можно, только если ходовая часть и рулевое управление полностью исправны. И, как правило, перед тем как начать регулировку, мастер проверяет их состояние. Если обнаружены слишком большие люфты или повреждения деталей, грамотные специалисты отказываются работать, пока подвеска или рулевая не будет отремонтирована.

 

Где обслуживаться

В первую очередь нужен не самый современный стенд, а толковый и добросовестный мастер. Хороший специалист может справиться с обычной регулировкой при помощи подъемника и измерительной штанги. Но если надо тщательно проверить всю «геометрию» ходовой, то тут уже нужно соответствующее оборудование. Стенды для регулировки углов установки колес можно поделить на две группы: оптические и компьютерные.

Оптические стенды бывают лучевые и лазерные. Лучевой стенд работает при помощи лампы накаливания, а лазерный, соответственно, при помощи лазеров. Из плюсов можно отметить простоту использования и надежность. Но недостатков у таких стендов куда больше. Это и низкая точность, когда невозможно работать с двумя осями одновременно и измерить некоторые параметры для характеристики всей геометрии подвески. А если в автомобиле многорычажная подвеска, то оптические стенды нельзя использовать вообще.

Компьютерные стенды делят на два типа: с датчиками и 3D. Их преимущество в высокой точности, возможности работать с двумя осями одновременно, измерять всю геометрию подвески и наличие обновляемой базы данных, в которой могут быть характеристики для более чем 40 тысяч моделей. Но в то же время компьютерные стенды капризнее оптических, они требовательны к бережному обращению с датчиками, зависимы от температурных условий и освещенности. Также требуют периодической проверки два раза в год.

 

Итог

Помимо регулировки углов развала и схождения колес, есть еще кастер — для стабилизации управляемых колес на скорости и поперечный угол наклона оси поворота. Эти параметры в гражданских автомобилях, как правило, не меняют или вовсе изменить нельзя.

Но даже за счет регулировки «развала-схождения» можно повлиять на управляемость автомобиля, сберечь ресурс покрышек и позаботиться о безопасности.


Вы читаете блог инновационного страхового агента Tamerlan Insurance.

Если вам понравился материал, прочитайте другие наши статьи, и, возможно, вы захотите оформить страховку КАСКО или ОСАГО онлайн, не покидая дома или офиса.

Также, подписывайтесь на наш канал в Telegram (@tamerlanblog), чтобы первыми получать уведомления о новых статьях в блоге.

 

Комментарии: