Едем с умом: Оптимальная скорость движения


Как скорость может сберечь ваш автомобиль, силы и нервы.

Мастерство вождения заключается не в максимально быстром движении, а в выборе оптимальной скорости. Хороший водитель может проехать несколько перекрестков без остановки, а неопытный попытается проскочить их на желтый свет.

Мы решили помочь разобраться, какая должна быть оптимальная скорость и зачем это нужно.


Осознание скорости

Согласно исследованиям компании Volvo, сила удара на скорости 50 км/ч о неподвижное препятствие такая же, как от падения с пятого этажа на землю, а на скорости 100 км/ч — с двенадцатого. За рулем современного автомобиля человек не всегда чувствует и осознает опасность скорости, с которой он едет.

Мало кто задумывается, что даже на средней скорости 60 км/ч он проезжает 17 метров в секунду. Для примера проговорите «сто двадцать один» — это и будет время, за которое вы проедете 17 метров. А тормозной путь гражданского автомобиля со скоростью 60 км/ч на сухом асфальте составляет в среднем около 50 метров, плюс нужно учесть время на реакцию водителя, итого набегает примерно 70 метров до полной остановки. Чтобы осознать этот путь, вспомните школьные забеги на 60 метров, откуда вы начали бежать и где останавливались, это и будут примерно те же 70 метров.

 

Зачем нужны мощность и ограничение скорости

В правилах прописана максимальная скорость в городе — 70 км/ч, и это не означает, что ехать медленнее нельзя. Но если понаблюдать за нашим трафиком, то на 50 км/ч не ездят даже маршрутки. Да, мощность почти всех современных автомобилей позволяет развить более 150 км/ч и стабильно ехать на 120 км/ч. Отсюда появляются вопросы: зачем такая скорость, если на трассе действует ограничение 100 км/ч, и зачем вообще установили такое ограничение?

Мощный двигатель нужен автомобилю для быстрого разгона с места, а не для большой скорости. В городских условиях быстрый разгон отчасти помогает разгрузить перекрестки. Но главное преимущество мощного двигателя — это его ресурс. Если забыть о важности динамики в городском трафике, то возьмем в качестве примера вымышленную «Ласетти» с двигателем мощностью в 51 лошадиную силу от «Матиза». Такая машина пусть хоть и медленно, но наберет разрешенные в городе 70 км/ч и 100 на трассе. Но двигатель «Матиза» рассчитан на авто массой 850 кг, а «Ласетти» весит 1 150 кг, и поэтому для движения он затратит значительно больше ресурсов и соответственно проработает значительно меньше времени. Автопроизводители стараются подобрать оптимальное соотношение между мощностью, массой и экономичностью. Для «Ласетти» это 121 л.с. на массу авто 1 150 кг и расход топлива 10 л/100 км. Все это позволяет набрать машине 100 км/ч за 10 секунд, чего более чем достаточно для движения в городе.

Принято считать, что ограничение скорости нужно в первую очередь для безопасности движения. Но полвека назад безопасность была на втором плане, впрочем, и экономичность тоже. В 1973 году разразился нефтяной кризис, поэтому европейские и западные страны ограничили скорость на трассе для наименьшего расхода топлива, так как его катастрофически не хватало. Но вместе с этим выяснилось, что также уменьшилось число аварий.

 

Оптимальная скорость на практике

Существует такое понятие, как «оптимальная скорость» — это золотая середина между безопасностью, экономичностью и скоростью движения. Такая скорость позволяет ехать достаточно быстро в потоке, при этом затрачивается меньше топлива, ресурса автомобиля и сил водителя, чем при поездке на максимально возможной скорости. Она зависит от погодных условий, плотности трафика, состояния дороги и возможностей автомобиля.

Возьмем в пример поездку от «Рахата» до «Бочек», протяженность пути — 73 км, из них около 15 км — это населенные пункты, где скорость ограничена 70 км/ч, остальные 58 км можно ехать со скоростью 100 км/ч. При идеальных условиях с соблюдением скоростного режима, без остановок и по абсолютно пустой дороге этот путь можно проехать за 48 минут. А если проехать в населенных пунктах со скоростью 100 км/ч, а на трассе — 150 км/ч, то это займет 32 минуты. В теории разница составляет 16 минут, а на практике не больше 10, так как мы не взяли в расчет остановку на посту ГАИ, несколько светофоров, время для разгона и торможения на поворотах. Цена за экономию 10-15 минут — повышенный расход топлива, усиленный износ деталей автомобиля, повышенная концентрация внимания водителя, а следственно, большая усталость и риск попасть в аварию.

В городе смысл в превышении скорости теряется еще больше, так как на одном километре дороги могут стоять около двух светофоров, на одном из которых вы, скорее всего, остановитесь. Для эксперимента попробуйте сыграть в игру с другим водителем, который не будет догадываться о своем участии. Найдите машину в потоке, едущую гораздо быстрее 60 км/ч, и запомните ее. Да, это весьма сложно, ведь на наших дорогах ездят машины нескольких моделей преимущественно белого цвета. Можно попробовать запомнить цифры на номерном знаке, и на одном из светофоров, скорее всего, эта машина будет смирно дожидаться зеленого света. Ваша задача — выбрать такую скорость, чтобы подъехать к светофору в тот момент, когда загорится зеленый. В идеале вы проедете перекресток без остановки и выиграете мнимое соревнование. Эта скорость и будет оптимальной для автомобиля, ваших сил и нервов, а также докажет вам, что в городском трафике максимально возможная скорость не даст существенного выигрыша во времени.


Вы читаете блог инновационного страхового агента Tamerlan Insurance.

Если вам понравился материал, прочитайте другие наши статьи, и, возможно, вы захотите оформить страховку КАСКО или ОСАГО онлайн, не покидая дома или офиса.

Также подписывайтесь на наш канал в Telegram (@tamerlanblog), чтобы первыми получать уведомления о новых статьях в блоге.

 

Комментарии: